Интересные и полезные схемы

Схемы простых блокировок и посложнее.
Некоторые выполнены с небольшими изменениями, это не значит что я повторяюсь, а всего лишь пытаюсь предвидеть детские вопросы самостоятельной установки.
Все эти схемы управляются при включенном зажигании!
Если для кого то это не новое или простое, то можете и не читать.

Первая схема - классическое применение реле для блокировки с самодхватом или самоблокировкой.
Подразумевается блокировка простейшей цепи зажигания.

Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит.

Вторая схема практически полностью повторяет первую. В ней или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). Используя эту схему можно управлять от провода магнитолы на активную антенну. Единственное неудобство это то что магнитола должна быть всегда исправна, а съемную панель нельзя забывать дома.

Третья схема еще один из клонов первых двух. Первое на схеме реле работает по принципу самоблокировки и управляет вторым реле, которое и выполняет основную функцию блокировки двигателя любой не зависимой от зажигания цепи. Здесь так же можно использовать штатные или другие органы управления (в частности магнитолу), но необходимо добавить еще диод, как на второй схеме.

Эта схемка так же родственна выше приведенным. Здесь управление сигналом массы и поэтому потребуется два реле. Если есть желание и возможность использовать штатную кнопку, то понадобится развязывающий диод в цепи кнопки.

Схема взята с сайта 12volt. Оригинальная блокировка стартера управляемая от гудка. Условие как для иномарок, при выключенном зажигании гудок не работает. При использовании этой схемы после включения зажигания гудок не работает. После нажатия на сигнал, можно стартовать. После старта гудок начинает работать. Возможны варианты управления от других органов автомобиля. Правые верхнее и нижнее реле могут быть малогабаритными.

Эта простейшая схема позволяет сделать дополнительную блокировку (секретку) двигателя с использованием датчика перемещения/ускорения, на системе с дистанционным запуском.
Для установки была выбрана сигнализация Star Line B9. Активируется блокировка автоматически с канала сигнализации сразу после выключения зажигания или при постановке на охрану. Активация после выключения зажигания удобна тем, что этот сигнал невозможно сканировать или блокировать через радио эфир. Таким образом, двигатель может быть запущен, но после начала движения заглохнет.
Отключение блокировки использовалось от штатной кнопки, но при выключенном зажигании. В этом есть некоторое неудобство. Если двигатель запущен с автостартера, то перед началом движения необходимо его заглушить или если двигатель заглохнет по какой либо причине, то тоже после выключения зажигания необходимо нажать кнопку разблокировки. Тут приходится жертвовать либо удобство, либо охранные свойства комплекса. Отключение блокировки можно сделать отдельной потайной кнопкой или парой геркон-магнит.
Блокировалась цепь зажигания на блок управления двигателем. При кратковременном сигнале от датчика двигатель глох и зажигалась приборная панель, причем его сразу можно было завести и при начале движения все повторялось. Возможны блокировки других цепей.

Эта схема использует так же датчик движения или датчик удара.
Предложена техническим специалистом Ультра Стар - Михаилом Чаусовым.
В этой схеме используется принцип самоблокировки реле (как в первых схемах этой статьи), но блокируется выход датчика на управления непосредственно самой блокировкой двигателя.
В целом она повторяет предыдущую схему с разницей в использовании обычных и поляризованного реле.

Эту схему я разработал для автомобилей в которых после выключения зажигания остается питание на катушке (катушках) в течении некоторого времени. Например для работы турботаймера. Смысл ее в том, что после выключения зажигания блокировка еще не наступает. Двигатель блокируется после остановки турботаймера или выключения питания на потребителе, так же наступает блокировка если произойдет попытка повторного включения зажигания самим ключем. Мне не пришлось испытать ее на автомобиле, но собранная на столе она работает. В схеме используются диоды 1N4001 - 1N4007 и конденсатор емкостью 1000мкФ. Возможно диод D3 и конденсатор не понадобятся в реальных условиях.

Далее шесть схем от Владимира (ник ded99).
Я их публикую без его разрешения, и если будут претензии, схемы сразу удалю с сайта.
Этими схемами мне не приходилось воспользоваться.
Текст с комментариями так же от моего тезки Владимира.

КВАЗИСИГНАЛИЗАЦИЯ.
При выключенном зажигании светодиод начинает мигать имитируя работу автосигнализации. При включенном зажигании светодиод гаснет, не отвлекая водителя.

БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ КОНДЕНСАТОРА.
При включении тумблера S параллельно искрогасящему конденсатору Спр подключается дополнительный конденсатор С бл, который шунтирует контакты прерывателя и уменьшает мощность энергии искры в системе зажигания: «искра есть, но не заводится». Обнаружить дополнительное подключение методом прозвонки практически невозможно.
Недостаток блокировки: обгорание контактов прерывателя если клиент забыл отключить блокировку.

БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ РЕЗИСТОРА
При включении тумблера S параллельно контактам прерывателя подключается дополнительный резистор (8...12 Ом), который уменьшает мощность энергии искры в системе зажигания: «искра есть, но не заводится».
Недостаток блокировки: нагрев резистора (10...15 Вт) если оставить зажигание включенным на длительное время (при неудачном угоне), требуется теплоотвод резистора.

БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ ТАЙМЕРА
При включенном тумблере S и при включении зажигания происходит заряд конденсатора С1 (10 мкФ) через резистор R1(0,5...1,0 МОм). Через 5...10 сек после включения зажигания открывается ключ на транзисторе VT1 и срабатывает реле, размыкая (замыкая) жизненно важные цепи системы зажигания.

БЛОКИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ
С помощью датчика движения выделяются импульсы с тахометра, которые накапливаются либо счетчиком, либо интегратором и включают исполнительное реле. В качестве чувствительного элемента датчика используется катушка малогабаритного реле (например РЭС15) без корпуса. Катушка устанавливается рядом с тросом спидометра вблизи его крепления на блоке приборов (торцом к задней стенке блока). Резистор R1 (0,1...1 кОм) определяет чувствительность датчика.

БЛОКИРОВКА БЕЗ ТУМБЛЕРА
При несанкционированном включении зажигания произойдет включение реле Кбл с помощью таймера через 5...10 сек (постоянная времени R3C2), которое заблокирует зажигание. Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо при включенном зажигании нажать соответствующий концевик, например ручник или тормоз. При этом произойдет блокировка таймера и зажигание отключаться не будет. При кратковременном выключении зажигания блокировка таймера сохраняется за счет накопительного конденсатора С1. При длительном отключении зажигания схема автоматически возвращается в режим блокировки.
Недостаток: при включенном зажигании путем перебора всех концевиков возможно обойти блокировку.

Ниже приведенная схема была разработана в соавторстве с моим коллегой Валерием Киселевым еще в 1999году. С тех пор я ее несколько усовершенствовал. Здесь схема старого варианта. Новый вариант защищен от отключения большим магнитом, так же есть более защищенная версия где место для магнита точечное.

В режиме охраны устройство блокирует двигатель нормально разомкнутыми контактами выносного реле.
Режим охраны индицируется горящим или моргающим светодиодом.
Для разблокировки двигателя достаточно провести магнитом в месте установки устройства на расстоянии не более двух сантиметров, при этом светодиод погаснет и двигатель будет разблокирован на время от 25 до 40 секунд если в течении этого времени не будет включено зажигание, то двигатель будет заблокирован автоматически. После выключения зажигания блокировка так же включается автоматически через 25 - 40 секунд.

Технические данные

Ток потребления в режиме "Охрана" (max) (мА) 3,0
Рабочее напряжение (В) 7 - 16
Время после разблокировки (сек) 25 - 40
Время включения блокировки после выключения зажигания (сек) 25 - 40
Расстояние от устройства до магнита (мах) (мм) 25
Габариты (мах) (мм) 40 x 35 x 8

Преимущества и рекомендации по установке.

Рекомендуется устанавливать под пластиковые панели в удобные для разблокировки место со стороны водителя. Крепится под панелью на дабл-фикс.
Удобство состоит в том что можно крепить блокировку без снятия панелей, в достаточно узкие места. Если СИД не устанавливать, блокировка ничем себя не выдает.

Обозначение Номинал Количество (шт.) Примечание
Сопротивления
R1,R2 20 кОм 2 18 - 22 кОм
R3 150 Ом 1  
R4 20 кОм 1 18 - 22 кОм
R5 10 кОм 1  
R6 20 кОм 1 18 - 22 кОм
R7 330 кОм 1 300 кОм
R8 20 кОм 1 18 - 22 кОм
R9 1 кОм 1  
R10,R11 20 кОм 2 18 - 22 кОм
R12 10 кОм 1 8,2 - 10 кОм
Конденсаторы
C1,C2 0,1мкФ 2 0,068 - 0,33 мкФ
C3,C4 100мкФ 2 К50-35(имп) 16В
Диоды
D1,D2 1N4005 2  
D3 BZX84C12SMD 1 Сабилитрон 12В
D4 1N4005 1  
Транзисторы
VT1,VT2 ВС847 2  
VT3 КТ829 1  
Микросхема
А1 CD4011 1  
Геркон G МК10 - 3 1  

Несколько выводов по последней схеме:
На самом деле для большого количества разных автомобилей установка не стала быстрой. Выбор места установки должен быть удобным для водителя и рядом должны отсутствовать металлические предметы. В противном случае радиус действия магнита снижается. Были проведены ряд доработок. Устройство стало не возможно снять большим магнитом.

Следующая схема по смыслу работы повторяет предыдущую.
Я просто удалил все что касается индикации режима в котором находится блокировка. А сам геркон или просто сказать провода его вынес за пределы платы. Плата стала меньше, а геркон в корпусе можно стало устанавливать в более узкие места. А индикацией остается - сам факт заводится двигатель или нет.

Теперь можно вместо геркона использовать вынесенную внешнюю кнопку. Или использовать штатную кнопку. Но вернемся к геркону. Мне еще очень давно было сделано замечание, что поводив большим магнитом по салону авто можно невзначай отключить блокировку. Да это так, хотя конечно смешно видеть угонщика с большим магнитом шаманившего в салоне авто. И тем не менее, если к проводу который подключен к резистору R3 подключить еще пару герконов, а второй провод дополнительных герконов подключить к массе. Далее расположить дополнительные герконы вокруг главного, то большим магнитом уже отключить будет возможно, если вести очень медленно вдоль места установки, да еще и в определенном направлении.

Как использовать штатные кнопки для управления блокировкой.
Собственно не все и не всегда можно использовать штатные кнопки. Ясно, что они включают или отключают какие либо потребители и функции в автомобиле. Но все они работают, как правило, при включенном зажигании (разве кроме включения габаритов, но эта кнопка/переключатель нам не подойдет). В остальное время в основном на всех проводах кнопки можно увидеть сигнал массы и при переключении ничего не происходит. Значит, нам необходимо определить какие контакты замыкаются или размыкаются на кнопке. Далее я обычно собираю следующую схему из двух маленьких реле.

Два дополнительных малогабаритных реле при выключенном зажигании отключают кнопку от штатной проводки и этой кнопкой можно воспользоваться для управления блокировкой.

Еще один момент для повышения секретности – необходимо увеличить номинал резистора R3 до 5,7кОм. При этом для разблокировки необходимо будет не просто быстро нажать кнопку или поднести магнит к геркону, нужно будет удерживать нажатую кнопку или магнит чуть более секунды.

Очередная схема родилась из первого варианта.

Алгоритм работы аналогичен. Отличие в том что входной контакт G необходимо замкнуть на массу. Более того если этот контакт остался подключен к массе но зажигание выключено, то система включит блокировку как положено примерно через 40секунд. А для разблокировки надо сначала отключить контакт от массы и снова подать на него массу. В качестве управления может быть кнопка, штатная кнопка, геркон с любым состоянием контактов. Если использовать штатную кнопку как описано было выше, то для отключения понадобится одно дополнительное реле.